Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Про обучение

Бизнес-симуляция как метод обучения лидерству

16 мая 2014 » 12:50
Бизнес-симуляция как метод обучения лидерству

 

Бизнес-симуляция – продукт, ориентированный на построение лидерской культуры в компании и развитие лидерского потенциала отдельных сотрудников. Для того чтобы оценить эффективность данного обучающего продукта, стоит сперва ответить на два ключевых вопроса:

 

1. Что такое лидерство, и можно ли развить лидерские качества?

2. Что представляет собой бизнес-симуляция как метод обучения? 

 

«Мода» на лидерство – одна из характеристик современной корпоративной культуры во многих крупных компаниях. Произошедшее от английского «lead» - вести, слово «лидер» обозначает человека, способного вести за собой. Каждый лидер обладает лидерской позицией и лидерскими навыками. Под позицией мы будем подразумевать наличие у руководителя собственного видения ситуации и образа желаемого результата, а под навыками – те деловые компетенции, которые позволяют ему побуждать окружающих к выполнению тех или иных задач. Теперь мы можем охарактеризовать лидера следующим образом. Лидер это человек, который:

 

1. Обладает собственным видением

2. Ищет новые цели и новые ресурсы для их выполнения

3. Проявляет инициативу

4. Собственным примером вдохновляет окружающих

5. Создает эффективные рабочие команды

6. Находит индивидуальный подход к своим сотрудникам

7. Уверено чувствует себя в ситуации изменений

 

На сегодняшний день, вопросом развития лидерских навыков и лидерской позиции у сотрудников задаются многие топ-менеджеры. Причисляя себя к «касте» лидеров и анализируя собственный позитивный опыт применения лидерских компетенций при построении и развитии бизнеса, многие собственники и директора приходят к тому, что лидерские программы просто необходимы для сотрудников, особенно если компания находится на этапе внедрения изменений, планирует активно развивать новое бизнес-направление и претендует на свою долю рынка. Но лидерство это не просто набор навыков, а в первую очередь и позиция и видение, поэтому и стандартные методы обучения, такие как семинары или тренинги редко позволяют достигать высоких результатов при развитии лидерских компетенций.


Обратимся к бизнес-симуляциям. Это один из самых современных методов обучения на рынке профессионального образования. Бизнес-симуляция представляет собой погружение участников в игровую, как правило, конкурентную среду с четко заданными условиями игрового взаимодействия. На старте участники получают информацию об игровой реальности, целях и задачах игры и установленных правилах, а далее принимают решения согласно выбранной ими стратегии.

 
Одно из ключевых преимуществ бизнес-симуляций – возможность практически моментально увидеть влияние тех или иных принятых решений и произведенных действий на бизнес-процесс в целом, оценить их эффективность и в следующем игровом раунде, при желании, попробовать другую стратегию. Таким образом, симуляция дает возможность в безопасной среде изменить привычному стилю работы, «обкатать» новые идеи и сравнить эффективность различных подходов.


Второй важный момент – учет тех реалий, в которых работают сотрудники компании. Конечно же, невозможно смоделировать абсолютно все аспекты, влияющие на эффективность работы подразделения, включая мировые экономические кризисы или наоборот, перемены в настроении конкретного специалиста. Однако у бизнес-симуляций достаточно большие возможности. Они могут учитывать как меняющуюся ситуацию на рынке и экономическое положение компании, так и изменения в настрое на работу конкретных исполнителей. Таким образом участником легко переносить опыт полученный в ходе бизнес-симуляции на реальные рабочие ситуации.

 

Одна из причин появление бизнес-симуляций на рынке – сложность развития лидерских компетенций традиционными методами. Как мы уже отмечали выше, развитие лидерских навыков невозможно без смены парадигмы. Невозможно научить тому, чего не существует в картине мира участника тренинга. Нельзя развить лидерские навыки у руководителя, который всю жизнь довольствовался менеджерским подходом и не видит областей для применения лидерских качеств и методов работы. Именно поэтому, только погрузив участников в ситуацию, когда лидерское поведение становится ключевым критерием победы, возможно сформировать и новое видение работы руководителя и умения, необходимые лидеру.

 

В ходе бизнес-симуляции такое погружение происходит следующим образом. Участники делятся на четыре команды, каждая из которых выбирает персонажа, от лица которого будет играть в течение последующих двух дней. Каждый из предложенных героев обладает своими сильными и слабыми сторонами, как и любой руководитель в нашей повседневной реальности. Выбор персонажа с максимальным лидерским потенциалом и трезвая оценка его сильных и слабых сторон – первый вызов для участников. Именно этот первый ход ставит перед участниками один из ключевых вопросов игры, кто же такой лидер, в чем его отличие от менеджера и какие именно качества необходимы человеку, от которого зависит эффективность целого подразделения компании в период изменений. 

 

Вся игра построена как увлекательный путь лидерства, который необходимо пройти, чтобы достичь амбициозной цели, поставленной руководством Российской торгово-производственной компании.В ходе бизнес-симуляции руководителю предстоит познакомиться со своей командой, оценить потенциал каждого из ее членов, разработать план по повышению вовлеченности и продуктивности команды, грамотно прореагировать на сопротивление изменениям и максимально эффективно развить свой персонал.


Участники каждой из четырех команд действуют сообща, готовя своего лидера к выполнению очередного задания, будь это индивидуальная беседа с подчиненным или выступление на собрании. Каждый игровой ход команда может выбрать нового участника, который будет выступать от лица выбранного персонажа. Таким образом, к концу дня каждый из участников бизнес-симуляции успеет несколько раз побывать в шкуре лидера и принести своей команде победные очки. Часть игровых заданий представляют собой анализ письменных кейсов или видеофрагментов. Это позволяет участникам чередовать различные виды активности и поддерживает групповую динамику на высоком уровне.


Наша модель бизнес-симуляции предполагает большое количество коротких деловых игр, в ходе которых лидер сталкивается с необходимостью эффективно реагировать на сопротивление подчиненных, управлять групповой активностью на собраниях и совещаниях, грамотно отстаивать собственную точку зрения в ситуациях изменений или конфликтов в коллективе. Оценивают качество работы лидера в каждой из игровых ситуаций участники других команд. Именно они выступают в роли подчиненных в каждом из интерактивных упражнений. На первый взгляд это может показаться необъективным методом оценки, однако многочисленные проведения бизнес-симуляции показали: у участников не возникает стремления занизить оценки представителю конкурирующей команды, наоборот, позиция оценщиков позволяет им глубже погрузиться в тему и более ответственно подойти к анализу проявленного лидерского поведения. 
Побеждает команда, чей лидер по итогам бизнес-симуляции обладает наивысшей лидерской репутацией, которая складывается из его личного мастерства и того, насколько высока эффективность и вовлеченность его подчиненных. Репутация лидера подсчитывается каждый ход и визуально отображается на игровом поле. Это позволяет командам видеть, как обстоят дела у соперников. Также, каждых ход тренер разъясняет теоретические основы того аспекта лидерского поведения, которому посвящен кейс. Если речь идет о проблемах недоверия лидеру, теоретический блок будет посвящен вопросам формирования доверия, если сопротивлению изменениям то этапам внедрения изменений в компании и т.п. Именно такой подход к проведению бизнес-симуляцией делает ее мощным обучающим инструментом, сохраняя при этом высокую динамику и игровой азарт.

 
Проведение такой бинес-симуляции может быть актуально на разных этапах работы с персоналам. Она может стать ключевым компонентом масштабной программы внедрения лидерской культуры в организации.


Еще одна сфера применения бизнес-симуляции – ассессмент, т.е. оценка проявления деловых компетенций в ситуациях, приближенных к реальной деятельности. Тренер и игротехники наблюдают за участниками бизнес-симуляции в ходе выполнения ими игровых заданий и заполняют оценочные бланки. По окончанию мероприятия заказчик игры получает подробный отчет по уровню группы в целом, и уровню развития деловых компетенций каждого из участников.
Бизнес-симуляция может стать центральным мероприятием региональной конференции. В таком случае бизнес-симуляция проводится одновременно в нескольких потоках, а затем подводятся общие итоги и происходит торжественное награждение команд-победителей.

 

Подводя итог, хочется сказать, о ключевых результатах проведений бизнес-симуляции в крупных отечественных компаниях. По окончании обучения у участников формируется понимание важности и эффективности лидерского подхода к управлению, появляется вера в собственные силы и наступает сенситивный период для внедрения новых идей и выступлений с инициативами. Многие клиенты отмечают не только развитие лидерских компетенций сотрудников прошедших бизнес-симуляцию, но и рост вовлеченности и мотивации. Прошедшие бизнес-симуляцию руководители проявляют большую гибкость в управлении персоналом, начинают целенаправленную работу над ростом своего авторитета среди подчиненных, демонстрируют большую лояльность изменениям и инновациям в компании, а значит, делают первый и самый важный шаг на пути к становлению настоящим лидером. 

 

Автор: Рита Винокур, бизнес тенер компании BIRC

Источник: www.logistics.ru

 

 

Похожие новости

30 мая 2016 » 08:55
Страх и ненависть начальника: чего боятся топ-менеджеры
Страх и ненависть начальника: чего боятся топ-менеджеры

Пять психологических проблем на высоком посту и способы борьбы с ними.

21 апреля 2016 » 10:02
3 главных мифа о дистанционном обучении
3 главных мифа о дистанционном обучении

А не проще ли обучаться на очных тренингах?

16 февраля 2016 » 11:02
Дистанционное обучение: ожидание и реальность
Дистанционное обучение: ожидание и реальность

Эффективность дистанционного обучения для логистов.

26 января 2016 » 15:04
Корпоративное обучение: кого учить и как оценить результаты
Корпоративное обучение: кого учить и как оценить результаты

Существуют различные подходы к оценке эффективности разнообразных систем обучения.

23 декабря 2015 » 09:46
Эффективное обучение - вебинар
Эффективное обучение - вебинар

Как эффективно обучать сотрудников и поможет ли в этом деле такой метод как "вебинар"?