Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Новости/Про обучение

Успеть в будущее! 5 уровней логистического сервиса

30 мая 2014 » 11:07
Успеть в будущее! 5 уровней логистического сервиса

Общая тенденция развития мирового рынка такова – крупные производители товаров и услуг стараются все больше концентрировать свои усилия и капиталы на основной профильной деятельности. Для выполнения непрофильных функций могут создаваться дочерние предприятия, но чаще эти функции отдаются на аутсорсинг. В полной мере это относится и к логистическому сервису. Например, только в США в сфере логистических услуг оборачивается порядка 40 млрд. долл.

 

Соответственно, выросло и количество предприятий по оказанию комплексных логистических услуг - логистических посредников (провайдеров). Уровень разных провайдеров отличается чрезвычайно – и по спектру услуг, и по технологическому уровню. Согласно принятой на Западе и развивающейся классификации логистической деятельности сегодня уже выделяют 5 уровней логистического сервиса (PL- Party Logistics):

1PL: логистический инсорсинг

Технологии инсорсинга сформировались в 70-80-х годах прошлого века. 1PL – это когда вся логистика предприятия планируется и осуществляется самим грузовладельцем на своем транспорте со своим водительским составом. Полностью автономная логистика.

2PL: частичный логистический аутсорсинг 

2PL – «логистика второй стороны»: фирма сама выполняет часть логистических функций – планирует, складирует, формирует логистические цепочки, но не обладает собственным транспортом – привлекает транспорт сторонних организаций. В этом случае подрядчик, – обычно, транспортная компания, «заряженная» на ограниченный набор функций, имеющая ограниченный регион перевозок, использующая свои материальные активы (транспортный парк) для предоставления услуг.

3PL: комплексный логистический аутсорсинг

Уровень 3PL – уровень аутсорсинга, когда грузовладелец сам уже не занимается внешней логистикой. 3PL-провайдеры - высококвалифицированные логистические провайдеры с широким спектром услуг, объединяющие несколько (или подавляющее большинство) логистических функций. На этом уровне провайдер еще не интегрирован в хозяйственную деятельность клиента – это просто подрядчик по доставке грузов, не участвующий в планировании всей логистической цепочки предприятия. 

4PL: интегрированный логистический аутсорсинг

4PL - уровень аутсорсинга, при котором компания-производитель привлекает логистического аутсорсера не только для выполнения функций комплексной транспортной логистики, но и передает ему задачи по проектированию и планированию цепей поставок и управление логистическими бизнес-процессами на предприятии. По оценкам экспертов, уже сейчас суммарный объем мирового рынка такой контрактной логистики составляет более $200 млрд. 

4PL-провайдер является организатором всей логистической цепи предприятия, сочетая в себе функции консалтинговой компании, менеджера логистических бизнес-процессов и 3PL-провайдера. Ключ его успеха — предоставление наиболее оптимальных решений для клиента за счет высокого уровня своих профессиональных компетенций и привлечения к сотрудничеству надежных и квалифицированных подрядчиков - 3PL-провайдеров. 

Зачем компаниям-клиентам интегрироваться с логистическими провайдерами? 

Сегодня политика многих производителей товаров в области обеспечения своих логистических потребностей пока строится на принципах «диверсификации» - все объемы грузов делятся между 3-4 логистическими подрядчиками. В этом случае часть логистических функций – планирование, регулирование отношений с подрядчиками – осуществляется за счет ресурсов предприятия. Таким образом предприятия обеспечивают свою «логистическую безопасность», как они ее понимают. Но участникам рынка никуда не деться от общих мировых тенденций – «разделения труда» с целью оптимизации затрат. Если они хотя выиграть в конкурентной борьбе… 

Основные преимущества 4PL подхода – в оптимизации расходов предприятия и повышение его эффективности за счет сокращения операционных затрат, трудовых ресурсов, оборотного и основного капитала. По некоторым исследованиям, интеграция технологий квалифицированного логистического провайдера в деятельность клиента, формирование общего информационного пространства способна сократить операционные затраты предприятия на 15%, материальные ресурсы – на 30%. Минимизация складских запасов, сокращение ресурсных затрат на обеспечение логистического процесса способствует сокращению цикла «заказ-деньги». Отсутствие необходимости в содержании собственных материальных активов для обеспечения логистических процессов снижает уровень вложений в основной капитал предприятия.  

Таким образом, у логистического аутсорсинга в текущий момент есть огромный потенциал для развития. Процессы глобализации, возрастающие запросы потребителей заставляют компании искать все новые и новые способы для повышения конкурентоспособности, сохранения и расширения своего присутствия на мировом рынке, в том числе, за счет внедрения более современных логистических подходов к построению бизнеса. Транснациональных корпораций, пользующихся услугами 4PL-операторов, уже достаточно большое количество. Среди них - SONY, TOSHIBA, FORD, DAIMLER, CHRYSLER и другие.  

5PL: «виртуальная» логистика 

5PL-провайдер – логистический аутсорсер, оказывающий весь комплекс услуг за счет использования глобального информационно-технологического пространства. Этакий «виртуальный» логистический партнер, у которого в руках вся информация о логистических возможностях участников рынка и высокотехнологичный IT-продукт, позволяющий строить самые оптимальные логистические цепочки. Собственных материальных, финансовых, рабочих и др. ресурсов, используемых непосредственно в организации перевозок, у такого оператора может и не быть. 

В отношении перспектив развития этого уровня логистики мнения экспертов сильно различаются. Некоторые вообще утверждают, что введение определения 5PL – это скорее маркетинговый ход, чисто теоретическое построение. Ничего принципиально нового в практику логистической деятельности он не привносит, а лишь совершенствует 4PL-уровень – автоматизирует и оптимизирует работу по поиску логистических решений. 

В дополнение к этому многие эксперты говорят о том, что, несмотря на глобализацию мировой информационной среды, крупнейшие транснациональные операторы не заинтересованы в интеграции в единое информационное пространство, поскольку это создаст намного более неблагоприятную для них конкурентную среду и нивелирует их достижения по созданию собственных сервисных сетей. Им более интересно развиваться в сторону монополизации рынка и утверждения своей исключительности, а не участвовать в создании открытого информационного логистического пространства.  

Но есть и рассуждения, что сегодня конкуренция идет не только между экономическими субъектами рынка, но и между политическими союзами и мировыми элитами, которые готовы стимулировать развитие глобальной информационной среды для захвата технологического первенства. Так Евросоюз активно финансирует из своего бюджета развитие новых глобальных IT-технологий в области логистики, и лет через 20-30, при наличии политической воли, на территории Европейского союза вполне может появиться единая логистическая информационная сеть, и, как следствие, 5PL-провайдеры. 

Все это означает, что уровень 5PL имеет реальные шансы для своего развития, вопрос только - в каком виде это будет происходить? Представить «чисто виртуального логистического провайдера» сегодня действительно трудно. Скорее следует ожидать развитие пятого уровня у действующих логистических провайдеров 3PL и 4PL уровней, которые будут своими холдинговыми структурами присутствовать и на других уровнях, но непосредственное обслуживание клиентов будет осуществляться подразделениями 5PL уровня, использующих как собственные ресурсы компании, так и ресурсы привлеченных подрядчиков. 

Разумеется, на этом уровне логистического сервиса игроков не может быть много. Кто первый успеет… Остальные транспортно-экспедиционные компании постепенно будут все больше становиться подрядчиками 5PL-провайдеров. Насколько это будущее далекое – трудно сказать…

 

В любом случае – будущее за IT 

Ни у кого не вызывает споров, что будущее логистического сервиса – за развитием IT технологий. И это развитие подразумевает не просто технологическое усовершенствование существующих функций, а создание на базе IT-решений принципиально новых видов сервиса – автоматизация подбора маршрута (с вариантами по разным параметрам), трэкинг (онлайн отслеживание), клиентские блоки (для интегрированных Заказчиков) и пр. В этом случае основные функции IT будут меняться от простого обеспечения работы единого информационного пространства компании к развитию ее сервисного уровня, что и станет генеральной функцией IT-секторов логистических компаний 4 и 5-го уровней.

 

Источник: www.club5tonn.hut4.ru/

 

Похожие новости

16 февраля 2016 » 11:02
Дистанционное обучение: ожидание и реальность
Дистанционное обучение: ожидание и реальность

Эффективность дистанционного обучения для логистов.

11 декабря 2015 » 11:57
Прокачай закупки!
Прокачай закупки!

Пришло время обучаться! Январь-февраль 2016 г. - месяцы активного бизнес-обучения закупочной логистике!

6 июня 2014 » 13:55
Заказывать или не заказывать тренинги и в каком формате?
Заказывать или не заказывать тренинги и в каком формате?

Знания, полученные на тренинге, можно почерпнуть из книг, видео, статей. Зачем тогда тренинги?

7 мая 2014 » 17:59
5 шагов для улучшения вашего обучения в логистике
5 шагов для улучшения вашего обучения в логистике

Обучение часто рассматривается как благо работника, а не инвестиции в бизнес. Вот почему...

3 февраля 2014 » 10:02
[ВИДЕО] МВА. Микро и макроэкономика
[ВИДЕО] МВА. Микро и макроэкономика

Лекция о макро и микроэкономических факторах при ведении бизнеса.